Аварийная
прочистка канализации

+7 (495) 647-69-75

Аварийное
устранение засоров

+7 (495) 234-81-18

  • На главную
  • Контакты
  • Карта сайта

Канализация: история и курьёзы

Сооружения, которые служили общественными туалетами и примитивная система – прообраз канализации – были найдены на территории Индии около 2,6 тыс. лет до н. э. Второе место по древности принадлежит вавилонским находкам. Античный Рим занимает скромное третье место. Спросите, за что такая честь римлянам? Именно древним римлянам удалось добиться максимальной комфортности в местах, которые принято называть отхожими. Вплоть до XIX столетия не удавалось создать ничего более совершенного. Грандиозная римская система носила название Большой Клоаки.

Как ни странно, покровительницей отхожих мест считалась богиня любви и красоты Венера. Ее второе имя – Клоакина, что означает «очистительница». Например, общественная уборная, обнаруженная при раскопках города Эфес, представляла собой шикарное зрелище. Писсуары, выполненные из белого мрамора, были расположены в ряд и скрыты от любопытных глаз стеной. Сточный желоб за писсуарами скрыт красивой декоративной крышкой.

Нечистоты направлялись в огромный подземный колодец, который о мере наполнения вычищали. Все сработано настолько добротно, что римская канализация успешно эксплуатируется до сегодняшнего дня. Убранство туалета было очень пышным. Мрамор, фонтаны – и никакого намека на неприятный запах, судя по тому, как добротно было все сработано. Одновременно в туалете могло находиться до 20 чел. Несмотря на то, что стоимость входа была немалой, зажиточных горожан это не останавливало. Для них это был своеобразный «клуб по интересам», где можно было пообщаться и обсудить насущные вопросы. Роль туалетной бумаги выполняли небольшие водоемы для гигиенических омовений.

С наступлением Средневековья канализационная культура была потеряна полностью. Помои, фекалии и сточная вода лились из окон прямо на улицы европейских городов. Крупные города превращались в настоящий рассадник зловония, крыс и инфекционных болезней. Чума проносилась по Европе опустошительным ураганом. Только к концу XVII столетия, чтобы избежать новых опустошительных эпидемий в Европе стали создавать канализационные системы. Китайцам повезло меньше, чем римлянам. При всей чистоплотности этого народа, у них не было возможности прокапывать подземные тоннели. В хрупком лессе или известняке это просто нереально. Однако, изобретательные китайцы использовали в качестве выгребных ям естественные пустоты в породах. Лесс имеет пористую структуру, и таких природных выемок более чем достаточно.

Но с обустройством подводящего туннеля могли возникнуть проблемы. Чтобы хрупкие стенки не обрушивались, канал пробуривали, а не прокапывали. Есть еще одна особенность. Лесс – это не что иное, как пересохший и затвердевший речной ил. Поэтому нет никакой нужды в том, чтобы придумывать систему сброса нечистот. В сущность, китайцы стали первыми в мире изобретателями биотуалетов. В природных пустотах лессовой толщи вполне достаточно микроорганизмов для полного разложения фекалий. Что же касается туалета во дворце императора, то в нем был унитаз из самого лучшего фарфора и даже нечто, напоминающее современный сливной бачок.

Китайцы стали первыми, кто превратит туалет из общественного места в некоторое подобие современного «кабинета задумчивости». Они считали, что отправление естественных надобностей – дело интимное, и присутствие посторонних при столь деликатном занятии совсем не обязательно. Не менее изобретательными были японцы. В Древней Японии применялись сточные сооружения открытого типа, по которым органические удобрения поступали прямо на поля с рисом. На острове Окинава местом сбора нечистот были свинарники. Уж чем японские хавроньи провинились, непонятно. Кстати, за отходы, поступающие на поле, владелец туалета получал определенную плату. Продукты жизнедеятельности богачей ценились дороже, поскольку они питались лучше бедняков. В горных районах туалеты обустраивались прямо над ручьями. О том, что вода не слишком чистая, людей предупреждали специальными табличками, иногда в изящных стихах. На Руси принцип отведения сточных вод напоминал римский, но для строительства использовался не мрамор, а древесина. С правления Ивана Грозного канализационная культура была забыта и возвращена к жизни Петром Первым.

Традиционное русское гостеприимство никак не вязалось с обустройством усадеб. Отхожие места нам попросту не были предусмотрены. Справлять естественные потребности на лестнице или в укромном уголке за занавеской. Естественно, что в помещениях стояло жуткое зловоние. Когда «амбре» становилось нестерпимым, хозяева попросту переезжали в другой дом, чтобы проветрить донельзя загаженную усадьбу. Вплоть до начала XIX столетия в российских городах не было ни канализационной сети, ни водопровода. Толчком, послужившим к радикальному наведению чистоты, стала опустошительная эпидемия чумы в конце XVIII столетия.

Сейчас канализационная культура постоянно развивается и совершенствуется. Хотелось бы написать «во всем мире», но это не так. В цело ряде стран этих коммуникаций нет вообще или они находятся в самом плачевном состоянии. Многие пользователи канализационных систем даже не задумываются над тем, что именно наличие и состояние этой коммуникации – главный показатель цивилизованного государства. Если канализация отсутствует, то говорить об удобстве, комфорте и безопасности для здоровья не приходится.

Даже сегодня в некоторых странах и городах нет даже простейшей канализационной системы. Привычная практика – сброс нечистот непосредственно в водоемы. Проблему можно было бы решить путем прокладки труб бестраншейным способом, но большинство «бесканализационных» государств не имеют на это средств. При оценке экономики страны часто используют термин «наименее развитые». Большая часть этих государств находится на территории Африки. Достаточно сказать, что в 2015 г. лишь немногим больше 20% населения южноафриканских государств имели доступ к канализации. Но не следует при этом забывать, что большая часть инженерных коммуникаций (это также касается водо- и электроснабжения) приходится на туристические центры, современные дома и отели.

Что же касается большинства обычных африканцев, то выливание нечистот прямо на землю или, в лучшем случае, в специально прорытые канавы. В сточную канаву, направленную в ближайший водоем, сбрасывают остатки пищи и прочий мусор. Куски фанеры, которыми перекрыты эти примитивные сооружения, не спасают ситуации. Ничуть не лучше положение и в Индии, где большая часть населения миллионных городов живет в условиях трущоб. Наряду с автомобильными авариями и загрязненностью воздуха, антисанитария является самой распространенной причиной гибели людей. Ни о традиционной, ни о бестраншейной прокладке канализационных труб речь не идет, поскольку застройки в трущобах являются нелегальными.

Однако, и вполне цивилизованные города обходятся без этого изобретения человечества. Венеция. Как ни странно, но в одном из самых красивых и необычных городов Европы до сегодняшнего дня канализация отсутствует. Естественно, возникает вопрос: куда деваются продукты жизнедеятельности не только венецианцев, но и многочисленных туристов? Ответ прост, как все гениальное. «Это» сбрасывается в каналы, устремляясь прямиком к центральной городской магистрали – Гранд Каналу, а оттуда в море. Город выстроен так, что приливы и отливы выносят стоки в Адриатическое море. Благодаря этому, венецианские каналы промыты начисто, и ни о каком заражении города речи нет.

Несмотря на отсутствие в городе канализации, туалетов в Венеции сколько угодно, в том числе и платных. Стоимость посещения туалета в разные сезоны различная. ОАЭ. Еще один пример «цивилизации без канализации» — Дубаи. Ислам предусматривает рациональную и разумную организацию жизни каждого правоверного мусульманина. Однако, Дубаи – это тот случай, когда о рациональности позабыто начисто. Огромные отели, торговые центры и дороги смотрятся очень монументально. Как ни странно, ни в одном из этих грандиозных сооружений канализации нет.

Секрет в том, что отходы не выводятся по трубам к очистным сооружениям, а поступают в специальные контуры, откуда вывозятся машинами с цистернами к единственной в городе очистной станции. Однако, такая система дает сбой. Некоторые водители, не желая выстаивать многокилометровые очереди к очистному сооружению, сбрасывают нечистоты в пустыню, в ливневые канализации или на берегу моря, за городом. Конечно, если водитель пойман с поличным, ему грозит штраф, но помогает это не очень хорошо. Иногда власти бывают вынуждены закрывать пляжи из-за сильного загрязнения. Но самые большие неприятности начинаются после дождей (благо, они в ОАЭ – редкость).

Ливневая канализация переполняется, и воздух в городе оказывается испорченным. Конечно, это относится не к фешенебельным районам Дубаи, но проблема остается проблемой. Удивляет другое. Вывоз отходов автомобилями почему-то кажется местным властям более рациональным, чем разовое капиталовложение в строительство канализационной системы. Есть еще одна задачка. Очистная станция всего лишь одна, а.... ну, отходов – очень много.

Поэтому транспортные коллапсы с вывозом «этого самого» - не редкость. Бангладеш. Канализация и организации что чистят канализации имеются, здесь имеется, но состояние оставляет желать много лучшего. Она не может обеспечить нормальное санитарное состояние более чем 14-миллионного мегаполиса. В связи с этим, самая непрестижная работа в Дакке – это чистильщик канализаций. Тем более, что никаких приспособлений, кроме деревянной палки, у него нет. Вот и вынужден бедняга буквально нырять в зловонную массу, пока проходимость труб не будет полностью восстановлена.